Чувашский республиканский институт образования
Кафедра дошкольного и начального образования
Проект
по теме:
Формирование устной речи у
младших школьников
Научный руководитель-кандидат педагогических наук
Кульева Алевтина Рюриковна
Выполнен – Ильиной Татьяной Николаевной
учителем СОШ№1 г. Шумерля
Чебоксары
2009
Проблема:
низкий уровень культуры устной речи младших школьников вызывает тревогу.
Цель:
создать рекомендации развития устной речи младших школьников, используя риторику и театральные технологии.
Задачи:
выявить роль и значение речевой деятельности младших школьников;
формировать коммуникативные и риторические умения и навыки;
воспитать понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
Ожидаемый результат:
повышение уровня устной речи младших школьников.
Конечный результат:
создать буклет рекомендаций развития устной речи младших школьников.
Борьба за чистоту,
за смысловую точность,
за остроту языка - есть
борьба за орудие культуры.
М. Горький
Развитие речи является одним из главных направлений работы в начальных классах. Научить младшего школьника ясно и правильно говорить, излагать собственные мысли в свободной манере, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами – дело, требующее от учителя напряженного труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речи. Логическое мышление формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека. Овладение языком, запасом слов и грамматических форм создает предпосылки для развития мышления. Психолог Н.И.Жинкин писал: «Речь – это канал развития интеллекта… Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания». Знание, факты, то есть информация, - материал мышления.
Следовательно, и через этот канал речевое развитие способствует развитию мышления. Обогащение речи в свою очередь оказывает положительное влияние на развитие мышления. Важно, чтобы новые языковые средства, которые усваивает школьник, наполнялись реальным смыслом. Это обеспечивает связь мышления и речи. Если школьник не может облечь свою мысль в речевую оболочку, значит, в самой мысли есть изъяны, и эти изъяны обнаруживаются в процессе оформления мысли в речевых формах. Полную четкость мысль приобретает лишь тогда, когда человек может выразить ее в ясной и понятной форме. Какую же речь можно считать хорошей, к чему следует стремиться учителю и ученику?
Первое требование – требование содержательности речи. Говорить или писать можно лишь о том, что сам хорошо знаешь. Лишь тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда в нем будет построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания.
Второе требование – требование логичности, последовательности, четкости построения речи. Хорошее знание того, о чем школьник говорит и пишет, помогает ему не пропустить чего-либо существенного, логично переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по несколько раз. Правильная речь предполагает обоснованность выводов (если они есть), умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание.
Эти первые два требования касаются содержания и структуры речи; последующие требования относятся к речевому оформлению не только письменных сочинений, но и устных сообщений. Под точностью речи понимают умение говорящего и пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства – такие слова, сочетания, которые передают именно те черты, которые присущи изображаемому предмету.
Речь только тогда воздействует на читателя и слушателя с нужной силой, когда она выразительна. Выразительность речи – это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа. Ясность речи – это ее доступность тем людям, к кому она обращена. Чрезвычайно важна также произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии – произносительных норм литературного языка, умение говорить (и читать) выразительно, достаточно громко, владеть интонациями, паузами, логическими ударениями и прочее. И выразительность, и ясность речи предполагают ее чистоту, то есть лишних слов, грубых просторечных слов и выражений и тому подобное. Для школы особенно большое значение имеет правильность речи, то есть соответствие литературной нормы. Все эти требования и приемы к речи младших школьников. Хорошая речь может быть получена только при соблюдении всего комплекса требований.
Таким образом, говорить о хорошей речи можно лишь в том случае,
если она богата и разнообразна по использованным в нем лексическим и грамматическим средствам;
если в ней точно передано содержание высказывание;
если в ней учтены особенности ситуации общения, выдержан определенный стиль речи.
Соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряжённого труда.
В чём же я вижу пути повышения эффективности развития речевой
деятельности учащихся.
Перед собой ставлю следующие задачи:
научить маленького школьника ясно и грамматически правильно говорить;
обладать хорошо поставленным голосом;
излагать собственные мысли свободно и творчески;
уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.
Во-первых, повышению эффективности развития речевой деятельности способствует целенаправленная подготовка не только к уроку, но и к внеурочным занятиям. Планируя, чётко представляю себе, с чем на данном этапе должны познакомиться учащиеся и что должно быть ими усвоено, чем они должны овладеть на уровне практического применения. Эта целенаправленность и определяет композиционную структуру урока.
1. Цель планирую как для учителя, так и для ученика (изучить,
запомнить, научиться).
2. С целью обогащения словарного запаса и уменьшения времени на
организационный момент часто планирую нестандартное начало
урока:
- Составь словосочетания, изменяя при необходимости форму слова:
представить, продукт, карий, отчёт, натуральный, глаза.
-Скажи наоборот: холодно - ; сладкий - ; близко - .
-Назови слова с ударением на первом (втором) слоге.
-Скажи по-русски: презентовать, дефект, интервал.
3. Продуманность отбора материала:
- Содержание подчинено одной теме, что позволяет обогащать словарный запас, группировать слова по темам.
- Обязательное введение новых слов: минимум –1, максимум – 7. Их может принести Мудрая Сова или можно получить способом словообразования.
- Введение пословиц и поговорок – сокровищниц русской народной
речи и народной мудрости – необходимо как для воспитательного
воздействия, так и для запоминания.
- Воспитательная направленность речевого общения достигается
использованием материалов «Культура общения». Обогащаю тему словами
и фразами: «Я с вами не согласна, я хотела бы исправить (добавить)».
- Учу строить свободные высказывания. Для этого:
а) предлагаю составить описательные или сравнительные высказывания по
демонстрируемым предметам;
б) провожу игру «Хорошо или плохо». Например: «Стакан хорош, что он
прозрачен, из него можно пить чай, но он плох тем, что он хрупок и
может разбиться»;
в) ставлю вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода
при рассмотрении сюжетов картин. Например: «Почему не едет автобус?»;
г) вопросы, мобилизующие личный опыт ребёнка. Например: «Какая погода,
если на небе большая туча?».
Важную роль в речевом развитии детей имеет внимательное отношение учителя к речи учащихся. Образцом правильной, ясной, точной, содержательной речи должна быть речь учителя. Поэтому тщательно готовлюсь к уроку, продумываю ход изложения материала, вопросы к учащимся, работаю над точностью формулировок. Контролирую речь учащихся, исправляю недочёты произношения, постановки ударения, выбора слов, наиболее точно выражающие мысли и отражающие действительность. Учу оценивать
речь товарища, тем самым подвожу к самооценке. Если ребёнок не умеет вникать в смысл слова, плохо понимает или вообще не понимает его значения, он всегда будет страдать от непонимания самого предмета. Скудный словарный запас ученика лишает его успешной работы. Поэтому моя задача – не просто познакомить ребят с новым словом, его лексическим значением, но и сделать его объектом наблюдения, анализа, учитывая его этимологию. Чтобы добиться этого я, прежде всего вместе с детьми выясняю, каким может быть слово.
Подружившись со словом, мы делаем для себя интересное открытие.
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать,
Призывом стать, и отзывом, и зовом.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
Нам досталось жить в сложное и интересное время. Часто звучат новые термины: педагогические инновации, модернизация школьного образования. Конечно, нужно шагать в ногу с педагогической наукой, овладевать новыми методиками. В последние годы остро обозначалась потребность общества в творческих людях, имеющий нестандартный взгляд на проблемы, способных адекватно и своевременно реагировать на происходящие в мире изменения. Так в рамках городской экспериментальной площадки в моем классе был организован кружок «Слово о театре». Этот кружок даёт возможность углубить знание народного творчества, развивать воображение, эстетическое мышление, фантазию, творческие способности самих учащихся через приобщение к миру театра. Творчество – способность человека создавать нечто новое, оригинальное. Творческие возможности зависят не только от умственных способностей, но и от определённых черт характера. Истоки творческих сил человека восходят к детству – к той поре, когда творческие проявления во многом непроизвольны и жизненно необходимы. Основная трудность младшего школьника заключается в том, что они не могут правильно выразить своё мнение, понимание, знания в письменной речи. Одна из причин неумения выразить свою мысль в слово – это бедный словарный запас. Обогащение словарного запаса необходимо для развития литературных способностей учащихся. У воспитанников кружка активизируется словарь, совершенствуется звуковая сторона речи, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.
Цель данного кружка – воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением. Работа на занятиях в театральном кружке происходит в группах. Здесь дети получают как физическое, так и психическое развитие. Занятия по технике речи дают возможность разрабатывать речевой аппарат, научиться говорить правильно и красиво. Занятия по сценическому движению направлены на обретение контроля над своим телом. Развитие коммуникативных навыков - умения ясно выражать свои мысль и чувства, умение понимать других людей. Развитие основных психических функций - внимания и памяти, преодоление страха перед публичными выступлениями, развитие воображения.
Дополнительные преимущества: знакомство с театральной культурой, с ее историей.
Так на одном из занятий дети погружаются в мир истории о театре. Где работа проходит в тесной взаимосвязи с самыми древними потешниками Руси скоморохами и Петрушкой. (Приложении 3)
Каждое занятие начинается с упражнений для развития хорошей дикции.
А) тренинг гласных звуков.
- С помощью ряда гласных звуков попытайся задавать вопросы, делая ударение поочередно на каждом звуке.
Б) тренинг согласных звуков
В) работа над скороговоркой
1) повторение предыдущей скороговорки в заданном действии (извиниться, дразниться, умолять, приказывать);
2) разучивание новой используя все правила.
Сначала идет четкое проговаривание сложных слов.
Например:
колпак колокол
по-колпаковски по- колоколовски
переколпаковать переколоколовать
перевыколпаковать перевыколоколовать
Затем проговаривается скороговорка по частям и в итоге заучивается наизусть.
Сшит колпак, вязан колпак,
Да не по-колпаковски.
Вылит колокол, кован колокол,
Да не по- колоколовски.
Надо колпак переколпаковать,
Да перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать,
Да перевыколоколовать.
4) Прочитать любое четверостишие в разных характерах и манерах.
1 группа: шёпотом, голосом робота (как речь на митинге)
2 группа: максимально громко, грустно (как донос по телефону)
3 группа: с максимальной скоростью
Без развития воображения артисту приходится нелегко в театре. Ведь ему нужно по ходу роли передавать разные ощущения, эмоции, которые сменяют друг друга. Провожу игру «Звуки утра в лесу». (Звучит музыка).
- Погрузитесь в утренний лес и представьте себе, какие звуки вы услышите в тот самый момент, когда просыпается утренний лес (шелест листьев, вой ветра, капли росы, падение шишки, жужжание пчелы, прыжки белки и т. д.).
Читаю текст и прошу одновременно со мной произносить слова и проговаривать.
- У Маланьи, у старушки, жили в маленькой избушке (далее - замедляя темп) семь сыновей (правая рука в сторону), да семь дочерей (левая рука в сторону), и все без бровей (ладонями заслоняем брови), все с такими ушами (показ больших кругов от ушей), все с такими носами (одной рукой показываем вытянутый книзу нос), все с такими глазами (ладони у глаз, сжимаем и разжимаем пальцы), все с такой головой (перед собой описываем круг двумя руками), все с такой бородой (описываем круг ниже головы двумя руками, наклон вниз), ничего они не ели, на меня они глядели и делали рожицу! (Корчим рожицу.)
На занятиях дети как бы включаются в работу существующих в театре технических мастерских: музыкального цеха, цеха по изготовлению декорации и реквизита, костюмерного цеха и т.д., где они не просто смотрят или слушают, но сами, собственными руками лепят, красят, режут, клеят и т.д.
К данному занятию дети выполнили проект на тему «Скоморохи», сшили костюмы Петрушек. Где завершающим этапом стала творческая работа детей в группах по изготовлению колпака Петрушки и разыгрывание эпизодов с участием данных героев.
Сквозные виды работ:
1. Речевые разминки, пятиминутки речевой гимнастики;
2. Ортологические разминки, упражнения на усвоения произносительных словообразовательных и т.д. норм литературного языка )
3. Импровизационные задачи, т.е. не подготовленные диалоги и монологи, развивающие спонтанную речь.
Очевидно, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги и вообще учебный процесс не превращаются во «вражеский треугольник», а взаимодействуют, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в младших классах, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Многое здесь зависит от педагога, от его умения создавать доброжелательную атмосферу.
Параллельно с кружком «Слово о театре» желательно проводить кружок «Риторика». Девизом данного кружка является пословица.
Будь своему слову господин.
(Пословица)
Предмет риторика ставит своей целью:
формирование коммуникативных, риторических умений и навыков двух основных типов:
первые связаны с умением анализировать и оценивать общение (степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком) вторые – с умением общаться в пределах, обозначенных в блоке «речевые жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например учитывать адресат, аудиторию, формировать свое коммуникативное намерение, определять свои коммуникативные промахи и неудачи.
Большая часть уделяется практике:
- риторическому анализу устных и письменных текстов ( обсуждение что сказал говорящий, что он хотел сказать, что сказал ненамеренно)
- кто говорит, пишет (адресат)
- кому (адресат)
- для чего, зачем (задача высказывания)
- что – о чем (содержание высказывания)
- как (в устной, письменной форме, в каком стиле)
- где ( место где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно)
- риторическим играм (риторические игры в отличие от риторических задач содержат соревновательный элемент)
Основные риторические умения:
• умение анализировать и оценивать общение, а именно:
правильность речи (с точки зрения нарушений норм литературного языка);
• уместность использования словесных и несловесных средств общения с точки зрения адресанта и адресата высказывания;
• соответствие высказывания (текста) жанровым признакам (в пределах, указанных в программе).
• умение общаться, создавать тексты, речевые жанры (в пределах, обозначенных в программе), а именно:
умение использовать словесные и несловесные средства, адекватные ситуации;
• умение создавать ориентированные на ситуацию общения этикетные диалоги («Просьба», «Вежливый отказ») и другие тексты (невыдуманный рассказ, описание и др.).
Примерное планирование кружка «Риторика» в приложении 1 .
Разработанный мною конспект занятия №6 в 1 классе в приложении 2.
Развитие речи у учащихся процесс управляемый, который идет по пути расширения их словарного запаса. В своей практике использую методику исследования словарного запаса учащихся. (Приложение 3)
Таким образом, речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение ученика сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется в процессе овладения знаниями через речь и проявляется также в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная речь ученика – показатель его умственного развития. Так в УМК «Перспектива», по которому работаю в настоящее время, обучение грамоте основано на коммуникативно - познавательной основе. Коммуникативно – речевая ориентация курса предполагает интенсивное развитие всех видов речевого общения: слушания, говорения, чтения и письма.
Начальная школа должна сформировать у детей внимание и интерес к собственной устной речи и к речи окружающих людей, к процессу говорения, вызвать у них стремление овладеть хорошей устной речью. Ученики должны понять, что если, например, произносить слова неразборчиво, или слишком быстро, или слишком тихо, или, наоборот, слишком громко, или неадекватным (не соответствующим высказыванию) тоном, то общение будет затруднено, а то и прекратится совсем; что всему этому необходимо настойчиво учиться.
Использованная литература.
1. Н.И. Жинкин «Язык – речь – творчество» - М., Просвещение, 1998 г.
2. Н.С. Рождественский «Речевое развитие младших школьников» - М.,
Просвещение, 2001 г.
3. М.Р. Львов «Речь младших школьников и пути её развития» - М.,
Просвещение, 1999 г.
4. В.А. Закожурникова «Работа над предложением и связной речью в начальной школе». М., Просвещение, 2000 г.
5. Т.А. Ладыженская «Методика развития речи на уроках русского языка» - М., Просвещение, 2003 г.
6.Т.А. Ладыженская «Речевые секреты», М., Просвещение, 2000 г.
7. М.Р. Львов «Тенденции развития речи учащихся в начальной школе» - М., Просвещение, 2002 г.
8. Т.А. Ладыженская «Живое слово» - М., Просвещение, 1998 г.
9.Р.С. Немов Психология. Книга 3. – М.,1995, стр. 216 – 223.
10. В.А. Синицын «Путь к слову» - М., АО «Столетие», 1996 г.
11. А.А. Бондаренко, М.Л. Калинчук «Формирование навыков литературного произношения у младших школьников». М., Просвещение, 2001г.
12. Н.Н. Ушаков «Вопросы методики развития связной устной речи на уроках русского языка в начальной школе» - М., Просвещение, 1980 г.
13. «Современные подходы к развитию речи младших школьников» Начальная школа, № 2, 2003 г.
14. «Что такое виды речевой деятельности» Начальная школа. Плюс – минус, № 4, 2003 г.
15. «Формирование речевой деятельности младших школьников на основе
дидактических принципов К.Д. Ушинского» /Начальная школа, № 10, 2001г./
16. «Формирование культуры речи младших школьников» /Начальная школа, № 10, 2003 г./
Приложение 1.
Риторика
Примерное планирование в 1 классе .
(1ч/нед. 33 часа)
№ |
Тема |
Цель |
1 |
Для чего нужна речь. |
В доступной форме раскрыть мысль о том, что речь является важнейшим средством общения. |
2 |
Речь — средство передачи мыслей и чувств. |
Показать, что речь дает возможность людям поделиться друг с другом своими переживаниями — радостью, восторгом, печалью. |
3-4 |
Культура общения. |
Научить детей употреблять различные формы приветствия в зависимости от ситуации. |
5 |
Значение речи в деятельности человека. |
Познакомить детей с тем, что речь является средством организации и планирования деятельности людей. |
6 |
Говорим и пишем |
Сформировать у детей представление о двух формах речи, об отличиях устной речи от письменной, о некоторых особенностях устной речи. |
7 |
Составление устного рассказа. |
Научить детей составлять устный рассказ по образцу с опорой на картинку. |
8 |
Окраска (тембр) голоса. |
Дать детям представление о тембре. |
9-10 |
Темп. |
Дать детям представление о темпе речи, |
11 |
Скороговорка. |
Анализ трех звучащих образцов (один и тот же текст записан на магнитофон в разном темпе — быстро, медленно и нормально). |
12 |
Громкость как свойство устной речи. |
Формировать у учащихся начальное представление о громкости устной речи, умение использовать громкость в зависимости от ситуации. |
13 |
Мимика и жесты в устной речи. |
Познакомить учащихся с ролью жестов и мимики в устной речи. |
14 |
Обобщение изученного об особенностях устной речи. |
Повторить изученное об устной речи. |
15 |
Как нужно вести себя во время разговора. |
Познакомить детей с правилами поведения во время разговора. |
16 |
Разговор по телефону. |
Формировать навыки культуры речевого поведения во время телефонного разговора. |
17-18 |
Культура общения. |
Ввести в словарь учащихся новые этикетные формулы обращения с просьбой, закрепить умения употреблять различные формулы словесной вежливости в зависимости от ситуации общения. |
19 |
Тексты бывают разными. |
Познакомить учащихся с тремя типами текста — повествованием, описанием, рассуждением. |
20 |
Самое беспокойное на свете слово. |
Вызвать интерес к вопросам с «почему», требующим объяснения интересных жизненных фактов; показать простейшее рассуждение, состоящее из двух основных частей. |
21 |
Обманчивое Потому. |
Показать учащимся, что объяснение должно быть верным, правдивым. |
22 |
Описание. |
Вызвать интерес детей к высказываниям, отвечающим на вопрос какой?; показать, что отбор признаков, предмета зависит от основной мысли. |
23 |
Выделить, отличить, найти. |
Показать учащимся, как важно для описания правильно отбирать признаки. |
24 |
Сравнение. |
Раскрыть суть операции сравнения. |
25 |
Правило сравнения. |
Познакомить детей с основным правилом сравнения. |
26 |
Сравнительное описание. |
Познакомить учащихся с особенностями построения сравнительного описания. |
27 |
Невыдуманный рассказ. |
Комментарии
Внимание! Все комментарии сначала проходят проверку администратором. |
03 Май 2013, 15:49
Здесь следующий случай.
Простая девочка бъёт трёх хулиганов. Подребнее тут kruuto.ru/22